Как открыть частную скорую помощь в Российской Федерации

Частное предоставление платных медицинских услуг постепенно вытесняет государственную медицину. Причин этому много, самая главная – низкое качество и неэффективность муниципальных учреждений, сотрудники которых ввиду низких зарплат инфантильны и безучастны при исполнении своих должностных обязанностей. Сюда же можно отнести и общую запущенность и слабое финансирование медицинской сферы со стороны государства, что вынуждает персонал работать на старом и изношенном оборудовании, используя дешёвые и некачественные препараты.

Не минуло это и скорую помощь, которая сейчас представлена неторопливыми разваливающимися авто, в которых врачи и фельдшеры вынуждены работать за минимальную оплату – нечего и говорить, что мотивации у них нет никакой. Частная медицина процветает, в муниципальные учреждения обращаются пенсионеры по привычке и неимущие слови населения, средний же класс активно начинает пользоваться услугами частных лиц. Такую неотъемлемую часть системы здравоохранения как скорая помощь начинают открывать и независимые от государства предприниматели. Самую большую сложность в таком начинании представляет не борьба с конкурентами. Нет, они, конечно, имеются, особенно в крупных городах, где подобной практикой уже никого не удивишь, но, предварительно изучив ситуацию на рынке, можно решить, стоит ли заниматься подобным делом; как правило, частные услуги скорой помощи представляет всего несколько фирм, мощностей которых на целый город может и не хватать, в не столь крупных городах и провинции таких услуг вообще пока зачастую не имеется. 

Всё же самое трудное – это столкновение с бюрократами, у которых придётся получать разрешение на подобную деятельность. Нельзя думать, что скорая помощь требует меньше документов при регистрации, и оформление не столь трудоёмко. Здесь те же требования, что и к открытию частной клиники. Первым делом нужно нанять персонал. Оптимально наличие пяти бригад, которые будут дежурить круглосуточно в ожидании вызовов, поэтому и расчёты ведутся для пяти машин скорой помощи. График должен быть посменным, предполагается работа сутки через двое, то есть нужно нанять 15 полностью укомплектованных экипажей. В каждом из них по 3 человека: водитель, врач и фельдшер. 

Далее нужно нанять диспетчеров – 3-4 человека в зависимости от графика работы, при этом просто брать бывших сотрудников служб такси или вообще просто людей с улицы ни в коем случае нельзя; диспетчер должен быть хотя бы опытным медбратом или медсестрой, чтобы оперативно оценивать ситуацию на другом конце провода и правильно комплектовать экипаж, понимая, позвонил ли человек с реальной болезнью или у звонящего проблемы с мнительностью или ипохондрией, а также отсеивать хулиганские звонки. 

Бухгалтерию можно передать сторонним компаниям – будет выходить значительно дешевле, да и ведение бухгалтерского учёта в медицинской отрасли требует высококвалифицированных специалистов. В стационарном помещении помимо диспетчеров должны будут дежурить механик и санитар, а управлять всей организацией обязан главврач – человек с высшим медицинским образованием, проработавший в подобной сфере не менее пяти лет. Это же касается и врачей бригад скорой помощи. Когда заключены договоры со всеми сотрудниками-врачами, можно обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения. После уплаты пошлины за рассмотрение возможности получения лицензии (составляет 6 тысяч рублей), предстоит предоставить полный пакет документов, а именно: 

- Копии трудовых договоров с сотрудниками, которые будут оказывать врачебные услуги и занимать руководящие должности, копии их трудовых книг или иных документов, подтверждающих пятилетний стаж сотрудника, копии дипломов об окончании высшего учебного заведения по медицинской специальности.

- Копии всех договоров купли-продажи или аренды помещений и оборудования, в том числе и машин скорой помощи, или иных документов, подтверждающих право пользования ими. Для помещений в дополнение должны быть разрешения от пожарной и санитарно-эпидемиологической служб. Как и документы из предыдущего пункта, эти должны быть нотариально заверены.

- Копии свидетельства о регистрации субъекта предпринимательской деятельности; оптимально оформление общества с ограниченной ответственностью с указанием кода (ОКПД 2) 86.10 Услуги больничных организаций.

Срок ожидания решения о предоставлении лицензии может составлять до сорока пяти дней, что может негативно сказаться на персонале, который продолжительное время ждёт вместе с предпринимателем решения, уже будучи официально устроенным, но не имеющим права работать. Официальных способов поторопить людей из министерства нет…  Нельзя забывать про регистрацию автомашин в ГАИ, где их не только должны поставить на учёт, но и дать разрешение на пользование проблесковыми маячками, который даст приоритет в движении относительно других водителей. Там также потребуют копии свидетельств о регистрации юридического лица, саму копию медицинской лицензии и проверят соответствие маячка и звукового сигнала установленным нормативам. Если же решение в обеих инстанциях оказалось положительным, можно приступать к работе. Для этого в распоряжении должно находиться небольшое помещение, где дежурят команды. Серьёзно оборудовать помещение не придётся, стационар в таком бизнесе не предполагается, будет достаточно небольшого склада для оборудования и медикаментов и комнаты ожидания. Но вот прилегающая территория должна быть достаточной для парковки и обслуживания пяти автомобилей.

Аренда подобных зданий будет обходиться не менее 150 тысяч рублей в месяц, сюда же стоит включить и коммунальные платежи (5-10 тысяч в зависимости от квадратуры парковки и помещения, а также базируется ли пункт приёма и ожидания вызовов на территории, обеспеченной охраной частными предприятиями). Помимо вышеуказанного на территории предприятия должен быть организован санузел, в том числе и в гараже, машины должны постоянно поддерживаться в чистоте, в том числе и снаружи. Помимо этого, каждые двенадцать часов их должен осматривать опытный и нанятый в штат механик на предмет поломок и неисправностей, автомобиль должен гарантированно добраться до клиента и в случае необходимости отвезти его по месту дальнейшего лечения. В случае обнаружения каких-либо отклонений автослесарь должен оперативно устранить проблему, препятствующую выходу автомашины на линию; в случае невозможности это сделать на месте транспорт должен в кратчайшие сроки быть направлен на ремонт. Лучше всего оборудовать и полноценную мастерскую, это избавит от лишних хлопот и упущенной выгоды, не говоря уже о непредставлении помощи нуждающимся.

Сами экипажи разделяются по выполняемым функциям, три автомобиля должны быть линейными, то есть оказывать стандартную неотложную медицинскую помощь, ещё по одному выделяется на реанимационную и интенсивной терапии бригаду. Но в случае занятости специализированных бригад, линейные должны оперативно быть переоборудованы, чтобы оказать нужные услуги. Команда, а значит, и предприниматель, несёт ответственность за человека в момент его транспортировки, а также за оказанное лечение, если же пациент передаётся в поликлинику, то вся ответственность снимается с бригады в момент росписи врача скорой о помещении клиента в стационарное лечебное учреждение. Наиболее тщательно стоит отнестись к оснащению автомобилей. У начинающего предпринимателя есть выбор: приобрести продукцию российского автопрома или иностранного. «ГАЗели», «Соболи» и им подобные продукты российского гения автомобилестроения имеют стоимость от 500 тысяч рублей, при этом некоторые фирмы предлагают купить уже окрашенную и оснащённую мигалками автомашину. Общеизвестно качество таких автомобилей, но чинятся они легко, мастеров найти для обслуживания этой техники несложно, да и запасные части недорогие. 

Однако потенциальные клиенты скорую помощь на «УАЗике» будут воспринимать также, как и государственную службу, то есть негативно, и доверия к таким докторам будет меньше, а значит, и звонить будут реже. Поэтому есть альтернатива – шикарно выглядящие автомобили иностранного производства, бесшумные при движении, комфортабельные и респектабельные; но их стоимость начинается от одного миллиона рублей за самые простые модели (Peugeot Boxer, например). На чём именно будут ездить экипажи, решает сам предприниматель, российские автомобили – это экономия, иностранные – престиж. 

Нужно указать ещё один немаловажный факт: при получении медицинской лицензии это может сыграть свою роль, государство требует от частников высокого уровня предоставляемых услуг. Когда определён и закуплен автопарк, можно приступать к внутреннему оснащению минибольниц на колёсах. Вот что должно находиться в стандартной машине скорой помощи согласно правовым документам Российской Федерации:

Два медицинских ящика – основной и с родовым и реанимационным набором.

Электрокардиограф.

Дефибриллятор с электрокардиоскопом.

Два аппарата ИВЛ.

Аппарат ингаляционного наркоза.

Глюкометр или глюкотесты.

Тонометр и фонендоскоп.

Комплекты шин и головодержателей.

Вакуумный матрас.

Два типа носилок.

Кресло-каталка.

Приёмное устройство с носилками.

Штатив и кислородный баллон.

Аспиратор и светильник направленного действия.

В дополнение потребуется огромный перечень лекарств, полностью работа скорой помощи регулируется Приказом Минздрава РФ от 26.03.1999 n 100 (ред. от 10.06.2010) "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации", где указаны не только необходимое оснащение бригады, но и требования к её экипажу и работе скорой помощи в целом. Лучше всего набирать персонал, имеющий опыт работы непосредственно в службе неотложной скорой медицинской помощи, особенно это касается водителя, который должен отлично знать и ориентироваться в городе.  Вообще автомобили не обязательно должны после вызова возвращаться на базу, они могут быть рассредоточены по районам города в целях оперативного приезда к клиенту, следить за их месторасположением должен диспетчер. Помимо вышеуказанного оборудования машина должны быть оснащена рацией для связи с диспетчером и другими машинами, мебелью для размещения медикаментов и постельными принадлежностями: подушки, одеяло, комплект белья, который в идеале должен меняться каждый раз после очередного вызова. Важным моментом является и оснащение диспетчера, запись разговоров которого с пациентами должна записываться, диспетчер должен работать в специальной программе, куда заносятся все данные о поступивших вызовах. И он, и бригада скорой помощи должны вести строгую отчётность о выполненных услугах, всё это в определённые законом сроки передаётся в вышестоящие медицинские учреждения, при получении лицензии будет сообщено, в какое именно ведомство придётся отдавать документы.

Теперь можно произвести расчёты первоначальных вложений: 

Регистрация формы субъекта предпринимательской деятельности, получение лицензии на осуществление услуг больничных организаций, регистрация автомобилей в ГАИ и получение разрешений на пользование проблесковым маячком – 50 тысяч рублей (в запасе лучше иметь и дополнительные средства).

Аренда помещения с гаражом и коммунальные платежи – от 160 тысяч рублей.

Покупка и оснащение автомобилей. Если закупать машины иностранного производства, то 5 миллионов потребуется только на сами автомашины, при этом ещё по 100 тысяч придётся вложить в каждую на оборудование – 5 миллионов 500 тысяч рублей.

Зарплата персонала. Идёт из расчёта пятнадцати бригад (водитель, врач, фельдшер), диспетчеры, главврач, механик, санитары. Такой огромный штат сотрудников потребует значительного материального фонда и станет основной статьёй расходов ежемесячно – 1 миллион рублей.

Оборудование помещения отдыха и приёма вызовов; сюда входит мебель, техника, оснащение гаража самым необходимым (достаточно одного бокса для ремонта), установка связи между всеми сотрудниками и со всеми медицинскими учреждениями в городе, а также покупка быстро запоминающегося телефонного номера – 150 тысяч рублей.

Рекламная кампания – до 100 тысяч рублей.

Итого сумма стартового капитала должна составлять округлённо 7 миллионов рублей. На рекламной кампании следует остановиться отдельно. Основные клиенты частной скорой помощи – обеспеченные люди, готовые платить за качественно оказанные услуги, поэтому и информацию следует донести в первую очередь до них. Это должны быть визитки в частных и платных клиниках, рекламные постеры в соответствующих медицинских учреждениях, а также реклама по городу и на местном телевидении, радио. Проводить полноценную маркетинговую кампанию в муниципальных больницах не стоит, все, кто мог себе это позволить, уже давно проходят лечение в частных поликлиниках, но оставить и в государственных учреждениях информацию о себе всё же стоит – достаточно будет информационных листовок, которые охватят какой-то процент целевой аудитории.  Важным моментом является сотрудничество со страховыми компаниями, выручка от осуществления услуг, входящих в пакет добровольного медицинского страхования, может превышать доход от обычных вызовов. Полисы ДМС сейчас выдаются на многих предприятиях своим сотрудникам, при этом все расходы оплачивает работодатель, что позволяет большому проценту населения быть зарегистрированными в такой программе и получать бесплатную для них помощь. Предприниматель же будет получать свои средства от страховой компании, пусть и с некоторой задержкой, но стабильно. Придётся поначалу обращаться во все страховые фирмы с предложением сотрудничества; если конкурентов в городе мало, быстро заключат сотрудничество, но в противном случае могут отказать, мотивируя уже заключёнными договорами. Обеспечивать свои полисы несколькими службами скорой помощи страховая компания вряд ли захочет – не выгодно.

Помимо услуг оказания собственно неотложной помощи больным можно ввести и дополнительные услуги: перевозка лежачих пациентов, в том числе и за пределы одного населённого пункта, консультации врача, дежурство на разнообразных мероприятиях и праздниках. В дальнейшем такая служба может развиваться, превращаясь в медицинский консультационный или даже лечебный центр. 

Несмотря на значительные вложения, подобное начинание в случае конкурентоспособной и грамотной организации окупится в течение года-двух. Одна бригада скорой помощи осуществляет в среднем пять выездов к пациентам в день, при этом в городах федерального значения сумма одного только вызова может достигать четырёх тысяч рублей. В других городах цены на услуги значительно ниже, но с одного пациента вполне реально получать не меньше двух тысяч рублей уже чистого дохода. Таким образом, сумма ежемесячно будет составлять полтора миллиона рублей, операционная прибыль – 340 тысяч рублей. Если воспользоваться программой упрощённой системы налогообложения, то чистая прибыль в месяц составит около 290 тысяч рублей. 

Конечно, получать такую сумму будет возможно только через несколько месяцев после старта, и только при условии того, что уровень конкуренции является приемлемым. Без предварительного изучения рынка можно остаться совсем без заказов, поэтому прежде чем приступать к организации частной скорой помощи, следует узнать всю возможную информацию о клиентах, и удовлетворяют ли они полностью спрос на такой вид услуг.

#Скорая_помощь, служба скорой помощи, продажа автомобилей скорой помощи, скорая помощь

Дополнительные ссылки по сайту